Суд разрешил не платить за капремонт
Содержание статьи
- Нужно ли вносить ежемесячную плату за капитальный ремонт?
- Платежи по капремонту – дело добровольное
- Будет ли взыскание неуплаченных платежей?
- Почему капремонт не является налоговым сбором
- Правительство Российской Федерации
- Конституционный суд РФ вынес решение по вопросу о законности взносов на капитальный ремонт
- Как вынесенные распоряжения влияют на собственников жилья в многоквартирных домах?
В июле первые квитанции на уплату взносов на капремонт получили москвичи. В связи с этим в федеральных СМИ активно продолжилось обсуждение капремонта (например, чем схема сбора взносов напоминает финансовую пирамиду ), а депутаты Госдумы начали предлагать всевозможные поправки к порядку сбора взносов на капремонт (например, освободить от них одиноких пенсионеров ).
Нужно ли вносить ежемесячную плату за капитальный ремонт?
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым появился новый раздел – IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ.
Согласно ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исключение составляют следующие случаи:
– Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (ч. 2 ст. 169 ЖК РФ);
– Законом субъекта РФ может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов (ч.8 ст. 170 ЖК РФ);
– В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта РФ, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ч. 4 ст.181 ЖК РФ).
Таким образом:
- Граждане обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
- Законы субъектов РФ о создании специализированных некоммерческих организаций в виде фондовкапитального ремонта многоквартирных домов основываются на положениях Жилищного кодекса РФ. Данные региональные фонды относятся к фондам отдельных видов.
- Верховный Суд РФ указывает на обязанность граждан уплачивать взносы на капитальный ремонт и отсутствие в региональном законодательствеобязанности собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт, подразумевая, что такая обязанность возложена на граждан Жилищным кодексом РФ.
Платежи по капремонту – дело добровольное
Нужно начать с того, что в вопросе о плате за капремонт специальный закон противоречит Основному Закону страны – Конституции. Партия власти, ( не зря в свое время названная коекакерами) делает все по Черномырдину, т.е «как всегда». В законе «О капитальном ремонте» вновь одни неясности. Избранная областными «слугами народа» организационно-правовая форма регионального оператора «кап. Ремонта» – фонд.
Фонд, согласно закона – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Иными словами, бюджет Фонда может формироваться только за счет благотворительных средств собственников, и принуждать людей делать отчисления никто не вправе.
Сбор средств в Фонд капремонта фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, так как собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого, а чиновники незаконно разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику.
Будет ли взыскание неуплаченных платежей?
Механизм взыскания средств с неплательщиков пока непонятен, причем вне зависимости от способа формирования этого самого фонда. Управляющая компания не имеет к вопросам капитального ремонта прямого отношения и не может выступать истцом в суде, как и региональный оператор: на его имя лишь открыт счет в банке, но деньги собираются не в его пользу. Нет никаких возможностей подать в суд на неплательщиков взносов и у прокуратуры, и у жилищной инспекции, и у организаций по защите прав потребителей.
Почему капремонт не является налоговым сбором
Сбор на капремонт конституционный суд рассматривает как правомерная плата жилищно-коммунальных услуг предоставляемых государством многоквартирным домам. Основным отличием налогового фонда, является распределение средств на любые нужды граждан. Например, налоги могут пойти на оплату ремонта дорог, проведение освещения в районе или закупку медицинского оборудования. Фонд, который формируется с взносов на капремонт идет на оплату ремонтных работ определенного жилого комплекса. Житель многоквартирного дома оплачивает затраты на содержание общей площади, которая достается при приобретении квартиры в собственность.
Основные отличия налогов от оплаты капремонта:
- Взносы на капремонт необходимо оплачивать ежемесячно, как и все счета по коммунальным услугам, средства поступают на отдельный счет, а не в государственную казну.
- Налоги идут на обеспечение любых потребностей государства, а с помощью фонда на капремонт, можно решить вопросы с обеспечением потребностей определенного жилого комплекса или многоэтажки, например, отремонтировать крышу.
- Средства со счета капремонта, могут быть потрачены только на определенные цели, которые предусматриваются законом. Налоги распределяются по мере необходимости и не имеют целевого назначения.
- Жители жилищного комплекса получают за свои средства ряд услуг направленных на капитальный ремонт, а вот оплата налогов не гарантирует получение определенных благ взамен.
Важно: Если жилой дом был приватизированным, то за государством сохраняется ответственность за капитальный ремонт здания. То есть законом предусматривается проведение первичного ремонта дома, за счет государственного бюджета.
Правительство Российской Федерации
Федеральное правительство устанавливает только общие рамки, в которых происходит сбор средств для региональных фондов и формирование списков жилых домов для расчета подходящего времени ремонта в них. Названное выше Постановление от 1 марта 2017 г. № 241 – редкий пример того, как Правительство пытается регулировать процесс. Основная законотворческая роль передана региональным исполнительным органам, которые этот процесс и контролируют.
Конституционный суд РФ вынес решение по вопросу о законности взносов на капитальный ремонт
Взносы на капитальный ремонт в так называемый “общий котёл” признаны законными. Соответствующее решение Конституционного суда России оглашено сегодня в Санкт-Петербурге.
Отмечается, что такая система не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях.
Запрос в КС направили депутаты Госдумы. Они просили признать неконституционной норму Жилищного кодекса, которая позволяет использовать деньги, полученные от собственников помещений в одних домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других.
Как вынесенные распоряжения влияют на собственников жилья в многоквартирных домах?
Судя по их характеру, гражданам надо заранее готовиться к тому, что придется выделять все больше денег региональным операторам.
Также не стоит ожидать того, что государственные органы внезапно остановят программу и вернут деньги собственникам квартир. Постановление КС РФ стало последним пояснением для тех, кто сомневался в законности сборов.
Однако случай с московской реновацией стал сигналом для других крупных городов. Поводом для реализации проекта послужило то, что инженерные сети в московском жилье не подлежали замене. Учитывая, что инженерные сети везде одного возраста, жители городов-миллионников могут столкнуться с частичным освобождением их от обязанности делать взносы.