Разное

Комиксы: вред или польза?

Комиксы для России явление не новое. Еще в начале 90-х годов в Россию хлынула западная продукция, в том числе и комиксы.

В смутное для нашей страны время, когда были отключены все запреты, сняты все табу, при полном отсутствии у общества иммунитета к веяниям западной культуры, какой-то широкой популярности в России комиксы не получили. Несмотря на тяжелую экономическую, социальную и духовную катастрофу, вызванную распадом СССР, среди молодежи еще оставался высокий процент читающих литературу. К первой половине 2000-х годов статистика отметила стремительный спад по этому показателю. На смену книгам пришли интернет и различные электронные гаджеты. Информация стала доходить до читателя чаще всего не в цельном, а в дозированном виде, подробнее https://newsbel.by/06/19/gde-chitat-aziatskie-komiksy-onlayn/

В этот период в России получила «второе дыхание», стала развиваться и популяризироваться молодежная субкультура, которая респектабельно называется «графический роман» или по-простому комикс.

Очень важно осмыслить и понять, что такое комикс. Как он может повлиять на нашу современную культурную среду. Ведь любая культура или субкультура, привнесенная извне и претендующая на то, что бы стать частью нашей жизни, интегрироваться в наше культурное ядро, имеет на это право только в том случае, если она способствует развитию человека. Если происходит наоборот, то общество должно препятствовать этому.

Что из себя представляет комикс? Это один из драйверов развития или это инструмент торможения развития? Без ответа на эти вопросы нельзя объективно оценить феномен комикса. Чтобы в этом разобраться нужно обратиться к истории возникновения «графического романа».

У многих комиксы ассоциируются с американскими супергероями или с японской мангой. Тем не менее родиной комиксов, а точнее протокомиксов, можно считать Европу. Первые политические карикатуры, напоминающие комиксы, стали появляться в английских и французских печатных изданиях. Но массово комиксы начали развиваться и достигли небывалой популярности именно в США.

Читать так же:  Украшения и картины сестры беглого российского банкира выставили на торги: Капитал: Экономика: Lenta.ru

Американское общество, где девизом является «время-деньги», где все нужно делать быстро и не заморачиваться на сложностях, тепло приняло появление комиксов. Не редко комиксы стали заменять собой произведения литературы. Зачем тратить время, на прочтение «Войны и Мира» или на просмотр экранизации этого великого произведения, если достаточно просмотреть 20-30 страничек с картинками и быть в курсе содержания.

Комиксы отличаются от книг или фильмов своей предельной сжатостью. Враг комикса – это объем. При любом усложнении он увеличивается, а комикс не должен быть объемным, иначе его не будут читать. Поэтому основной атрибут комикса – это скорость и упрощение. Это стало востребовано людьми, которые не располагают свободным временем. Стало удобно заменять сложность комиксами. Появилась переведенная в комиксы классическая литература. Например, в виде комиксов сегодня представлены произведения Шекспира. Причем персонажи рисуются не так, как они представлены в книгах знаменитого писателя, а в виде каких-то современных образов, что искажает и так до предела упрощенный смысл произведения. В России, например, выпустили Конституцию в виде комикса, которая вызвала неоднозначные отзывы среди общественности. В виде комикса появилась Библия, таким образом необходимость чтения сложных текстов становиться почти необязательной. Элементы агрессии и нецензурная лексика -– это тоже фирменные атрибуты комикса. В его ядро изначально заложено стремление нарушить моральные и этические правила. Возведенный французами в ранг девятого искусства, «графический роман» больше эквивалентен «шансону» в музыке.

Отказ от сложности в угоду упрощению стал одной из причин большого процента неграмотных граждан в США. По данным научно-исследовательского института статистики около 30 миллионов граждан США не умеют читать. Еще знаменитый американский писатель Рей Бредбери говорил о комиксах: «Человечество не для того веками училось письменности, чтобы в итоге заменить ее рисунком».

Читать так же:  В Евросоюзе рассказали о проверках вакцины «Спутник V»: Общество: Мир: Lenta.ru

Действительно, увлечение комиксами в ущерб чтению книг, это своеобразный возврат к первобытной наскальной живописи, а значит регресс и деградация. Если исторически человек развивался и мы говорили о «человеке разумном», то сейчас эстафету получает новое существо, которое можно назвать «человек несложный». Все это закладывается с детства, замените детям книги на комиксы, дети перестанут усваивать сложность, у них начнет развиваться клиповое мышление. Обладающий клиповым мышлением человек получает информацию дозировано, у него не может развиваться целостность восприятия мира. Не имея способности долго концентрироваться на информации, а именно этому способствуют упрощенные до предела тексты в комиксах, такие люди теряют способность анализировать, у них снижается коэффициент усвоения знаний.

В стране, давшей миру великих писателей, великую литературу, только освоение которой может приобщить человека к великой русской культуре, есть ли место для этого западного суррогата? Может нам нужно развивать способность наших детей и молодежи к чтению книг? Мне могут возразить и сказать, что как раз комиксы способны отвлечь молодого читателя от смартфона и напомнить ему о книгах. Ой ли? Не зря в США и в Японии комиксы, изначально рассчитанные на детей и молодежь, стали выпускаться и для взрослого населения. Не это ли говорит о том, что ребенок выросший на комиксах, став взрослым уже не может выйти из детского состояния и ему требуется дальнейшая подпитка простотой. По данным экспертов 95% населения Японии просматривает комиксы, почти вся страна, по сути, взрослые дети. Можно сказать, что комиксы здесь не причем и они лишь следствие, а причина деградации и упрощения кроется в другом. Но очевидно одно, что в России осуществляются попытки формирования и выращивания этого «человека несложного» и комиксы являются одним из инструментов для его формирования.

Читать так же:  Курсы обучения для работы в гастрономии

В России еще не так развита индустрия комиксов и их негативное влияние на читателя пока еще незаметно. Но если есть дыра будет и прореха. Экспансия «графического романа» уверено набирает обороты. С полок книжных магазинов комиксы перекочевывают в библиотеки. Уже существуют библиотеки, где представлены одни комиксы. Значит есть спрос на эту продукцию, но чем вызван этот спрос? Комикс это искусство и становится интересен для изучения или он заполняет вакуум, который образовался из-за потери интереса к книгам?

Говоря о комиксах «вообще», нужно прежде всего говорить о языке, наряду с литературой, кинематографом, художественным искусством. И актуализировать вопрос, что можно этим языком рассказать людям. Ведь есть пример советского прототипа комикса «Окна РОСТА» работы Кукрыниксов. Эти работы имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства. В общем, вопрос о месте и роли комикса в культуре остается открытым.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button